Татьяна Родионова.
В зале «Конев» Музея Победы на Поклонной горе в Москве 25 октября состоялась военно-мемориальная конференция «Памяти верны», посвящённая 70-й годовщине подвига советских моряков, боровшихся за спасение линкора «Новороссийск». Флагман Черноморского флота Советского Союза погиб в результате взрыва на рейде Севастополя в 1955 году.
Встреча была организована по инициативе Объединённого Совета ветеранов ВМФ Московского Комитета ветеранов войны (МКВВ), РОО ветеранов Краснознамённого Черноморского флота, в том числе родственников погибших моряков. Сценарий конференции подготовлен полковником в отставке С. Р. Мартыновым – сыном погибшего инженера-лейтенанта линкора «Новороссийск» Радомира Сергеевича Мартынова.
Мероприятие вёл член РОО ветеранов Краснознамённого Черноморского флота, капитан 1 ранга Ю. В. Фененко, рассказавший при открытии встречи о том, что произошло 10 лет назад. Тогда было решено, что подвиг моряков заслужил, чтобы память об этом событии вышла за пределы Севастополя. Уже во второй раз, как отметил Ю. В. Фененко, мемориальная встреча проходит на таком уровне и в федеральном масштабе. И есть результаты этой работы. «То, о чём сегодня пойдёт речь, – это и есть настоящий патриотизм», – сказал он.
В зале присутствовали ветераны Военно-Морского Флота России, общественники, в том числе руководители ветеранских и общественных организаций, директора школ и кадеты из нескольких российских регионов, которые навсегда связаны с судьбами героических моряков «Новороссийска», – Москвы, Севастополя, Курской и Владимирской областей.
Для открытия конференции слово было предоставлено председателю Объединённого Совета ветеранов ВМФ МКВВ, капитану 1 ранга Валерию Ивановичу Васильеву. Он вновь озвучил слова Указа Президента РФ от 5 июля 1999 года №871, в котором было отмечено, что «за подвиг, мужество и героизм, проявленные личным составом в борьбе за живучесть корабля», Орденом Мужества награждаются 716 моряков, в том числе 613 – посмертно.
– Сегодня ветераны, родственники погибших ведут большую работу по увековечению памяти погибших героев. Это большая серия мероприятий, создание произведений литературы и искусства, о которых, в частности, речь должна будет пойти и в ходе нынешней конференции, – отметил В. И. Васильев.
Также напомнил он и о том, как десять лет назад здесь прошла первая Международная военно-мемориальная конференция, на которую были приглашены представители многих регионов России, а также Украины и Белоруссии.
«Военно-мемориальную конференцию объявляю открытой!» – объявил он.
Сергей Радомирович Мартынов поблагодарил всех за память, хранимую о моряках «Новороссийска». Он выразил уверенность, что через какое-то время мы будем точно знать, кто ответственен за эту трагедию. Проникновенно и с гордостью передал чувства семьи, потерявшей своего героя, но продолжающей деятельно хранить память о нём. Участники конференции с волнением просмотрели документальную ленту с рассказом его мамы, Александры Александровны.
В выступлениях участников конференции были высказаны как новые оценки происшедших 70 лет назад событий, так и проанализированы уже имеющиеся подходы. Так, известный писатель-маринист, автор исторических расследований, подводник, капитан 1 ранга Николай Андреевич Черкашин рассказал о том, что несколько лет назад познакомился с председателем Совета ветеранов линкора «Новороссийск», инженером, капитаном 2 ранга Ю. Г. Лепеховым:
– Он выпустил небольшую книжечку, посвящённую гибели линкора «Новороссийск», и там, в этой тоненькой малотиражной брошюрке, мне кажется, находится самый точный – по крайней мере, на сегодняшний день – предположительный ответ, что произошло с линкором «Новороссийск» и что там взорвалось.
Н. А. Черкашин привёл и еще одно обстоятельство. По данным занимающегося уже не один год историей этого события итальянского журналиста Рибустини, в тот момент, когда в 1949-м году линкор готовили к передаче в СССР, с территории порта из склада взрывчатых веществ пропало три тонны взрывчатки. Полторы тонны удалось «отследить». А вот остальные полторы тонны исчезли. При этом впоследствии, как указывал Лепехов, он обнаружил в прибывшем в СССР линкоре, при осмотре его трюмов, следы относительно свежей сварки в районе демпферного отсека.
В выступлении капитана 1 ранга А. В. Яковлева также прозвучала «итальянская составляющая» предполагаемой версии, дополняющая её с позиции более чем вероятного участия итальянских боевых пловцов.
Участники говорили о том, что произошедшая трагедия не только отдаётся скорбью и по сегодняшний день, но и преподала определённые уроки, из которых напрашиваются актуальные выводы. А материальные доказательства нужно искать, что называется, прицельно, и задействовать для этого также и фонды государственных архивов.
На конференции тема получила развитие в материалах, связанных с современным патриотическим искусством. Уже много лет создаёт памятники героям скульптор-монументалист, архитектор и художник из Курской области Евгений Иванович Однодворцев. Он показал ряд слайдов с памятниками, среди которых – пронзительная скульптурная композиция в посёлке Прямицыно, посвящённая подвигу погибших моряков «Новороссийска». Шпиль в виде носовой части линкора, уходящего в глубину…
А. В. Небыкова – внучатая племянница Бориса Дмитриевича Шведова, проходившего в момент катастрофы службу в качестве электрика электро-технического дивизиона линкора, – создала в качестве своей выпускной работы на композиторском отделении Консерватории им. П. И. Чайковского «Симфоническую повесть», посвящённую героическим морякам «Новороссийска». Она была впервые исполнена как её выпускное произведение Государственным симфоническим оркестром под управлением Ю. Башмета. И по окончании официальной части конференции участники смогли услышать это произведение в зале «Жуков» Музея Победы в «живом» исполнении.
Приказом Министра обороны Российской Федерации медалью «За заслуги в увековечении памяти погибших защитников Отечества» за большой личный вклад в этом направлении, в торжественной обстановке на встрече были награждены:
В. И. Васильев, А. Л. Егоров, С. А. Ермишина, Э. Л. Крайнов, С. Р. Мартынов, А. А. Овчинников, Е. И. Однодворцев, Е. И. Руденко, А. М. Фатеев, С. Ю. Хламов.
Дополнение
Наш постоянный автор и эксперт, капитан 1 ранга А. В. Яковлев также предложил комментарий к версиям трагического события, озвученным на мемориальной конференции:
«На конференции высказывалось мнение, что взрыв стал результатом хорошо спланированной и реализованной итальянскими спецслужбами символической диверсии. Об этом говорило то, что он совпал с 33-й годовщиной марша на Рим колонны фашистов, после которого был совершён государственный переворот и премьер-министром Италии стал Муссолини. Похоже, о нём были предупреждены находившиеся в Севастополе итальянские торговые суда, поскольку к моменту взрыва все они спешно покинули город. И наконец, к взрыву могли быть причастны итальянские боевые пловцы, в момент передачи линкора Советскому Союзу поклявшиеся отомстить за унижение.
Выступивший на конференции писатель – маринист Николай Андреевич Черкашин, сославшись на исторические источники, предположил, что смертельный для корабля взрыв мог произойти в результате детонации заряда, заложенного на нём итальянцами ещё до его передачи советской стороне. При приёмке корабля её участники в носовой части линкора уткнулись и не могли проникнуть за глухую переборку, за которой и могло быть заложено взрывчатое вещество.
Другие участники высказывали предположения, что к детонации взрывчатки, заложенной в корабле, могло привести воздействие извне либо немецкой донной мины, либо взрывчатки, доставленной итальянскими подводными диверсантами на специально разработанной к тому времени торпеде «В-57», превращённой в уникальное по тем временам оружие.
Также остаются вопросы, были ли в трагическую ночь закрыты боновые заграждения между Константиновским и Михайловским равелинами, насколько обоснованными были действия командования флота по спасению экипажа и самого корабля и насколько своевременным было решение переместить его на несколько десятков метров и посадить на мель у Госпитальной стенки.
Действительно, споры вокруг причин и обстоятельств севастопольской трагедии не утихнут, пока не получат обоснованного ответа. Одно бесспорно – экипажи линкора и спасавших его кораблей совершили настоящий подвиг. И мы, их потомки, чтим и будем чтить тех, кто ценой собственной жизни сделал всё, чтобы спасти корабль. Они продемонстрировали мужество, героизм и верность присяге, ни один из них не покинул корабль без приказа.
Представляется, что из произошедшей 70 лет назад трагедии следует сделать вывод не только об исторически присущих советским, а значит и российским морякам мужестве, самопожертвовании и героизме, но и о необходимости соблюдения высочайшей бдительности в отношениях с испытывающими перманентную ненависть к нашей стране европейскими странами и особенно их спецслужбами.”
Все фото: Т. Измайлова.
Ранее сообщалось, что в подмосковном Подольске впервые открыли памятную доску командиру подводного корабля.
Море и космос







