Антон Скарбек.
Российский император Николай II не стал до конца разоблачать флотскую легенду, связанную с действиями оставшегося в живых матроса «Стерегущего» в ходе военных действий у Порт-Артура.
Спустя долгое время были подняты документы, касающиеся конструкции эсминца “Стерегущий”. Чертежи позволили экспертам заключить, что бытующая легенда о самоотверженном поступке одного из матросов этого корабля оказалась несостоятельной. Однако это ни в коей мере не затеняет реальный подвиг всей остальной команды корабля, принявшего неравный бой с четырьмя японскими миноносцами 10 марта 1904 г. Тогда в живых остались только четыре человека.
Очевидно, именно героическое поведение экипажа послужило причиной решения Николая II, который оставил в неприкосновенности как уже установленный 23 мая 1911 г. в Петербурге памятник кораблю и морякам, так и передававшийся в народе рассказ матроса Новикова, якобы открывшего кингстоны и затопившего корабль, чтобы он не достался врагу.
Один из матросов, находившихся в момент трагических событий на миноносце, а затем раненым попавший в японский плен, В. Н. Новиков, по-видимому, сообщил газетчикам или кому-то, кто с ними общался, что это именно он открыл кингстоны. Свидетелей не было, так как матрос последним покинул корабль. История взяла начало с публикации английской “Таймс”, а затем разошлась и по страницам русских газет.
Как пишут в телеграм-канале “ВМФ России”, “на самом деле кингстоны никто не открывал. Это выяснила комиссия генштаба, исследовавшая причины затопления”. Не открывал, потому что кингстонов не было как таковых. Это доказали поднятые позднее в архиве чертежи корабля.
Приписавший себе подвиг Новиков, возвратившись домой из плена, получил, как указывают в ТГ “ВМФ России”, два Георгиевских креста. Чуть позже императору стало известно об истинном положении дел. Однако он принял решение сохранить легенду. Так она и дошла до наших дней.
Ранее сообщалось о презентации книги о контр-адмирале В. Н. Гагаркине.