Гружёный балкер шел на выход из порта под лоцманской проводкой. На мостике находились вахтенный помощник и рулевой. Капитан периодически появлялся на мостике, но не вмешивался в работу ходовой вахты. Лоцман, при прохождении ошвартованных барж, сбавил ход судна, но не сообщил вахтенному помощнику о причинах снижения скорости. Позже он связался по мобильному телефону с другим лоцманом на входящем судне и договорился с ним о расхождении судов правыми бортами в наиболее подходящем месте, с достаточными глубинами для груженого судна в узком судоходном канале. О своих намерениях лоцман не посчитал нужным сообщить команде мостика, и команда также не задавала никаких вопросов.
Поскольку снижение скорости привело к уменьшению эффективности на пере руля, лоцман, в намеченной точке отворота, скомандовал переложить руль лево на борт и дал толчок полным ходом вперед. Позже лоцман информировал вернувшегося на мостик капитана о намерениях разойтись со встречным судном правыми бортами. Спустя 26 секунд после общения с капитаном лоцман дал команду “Прямо руль”, затем “Право 20”. Рулевой подтвердил эту команду лоцмана, но непреднамеренно повернул штурвал вместо 20-ти вправо, на 20 градусов влево. Эту ошибку рулевого ни один из членов команды мостика не заметил.
Лоцман, первый увидевший грубую ошибку рулевого, скомандовал «Право на борт». А рулевой, не осознав допущенной ошибки, переложил руль еще больше влево, тем самым усугубив ситуацию. Добившись перекладки руля вправо на борт, лоцман и капитан выбежали на левое крыло мостика и стали наблюдать за прохождением судна ошвартованных у причала барж. Корма балкера прошла баржи в метре, не задев их. Однако на раскатке балкер коснулся каменистой отмели. Два балластных танка получили повреждения и оказались затопленными забортной водой.
Их вывод:
• Во время лоцманской проводки часто допускаются две ошибки: неправильная команда на руль и/или неправильное исполнение команд на руль. Команда мостика должна всегда использовать внутреннюю замкнутую систему взаимосвязи и контроля за выполнением команд.
• Хорошая система управления означает, что команда мостика должна быть в курсе всего происходящего на мостике.
Наши комментарии:
1. «Поскольку снижение скорости привело к уменьшению эффективности на пере руля» – не совсем точная формулировка. Уменьшение набрасываемого потока на перо руля при снижении оборотов главного двигателя приводит к снижению эффективности на пере руля. Высокая скорость в узком канале бывает больше вредна и зачастую негативно отражается в управляемости судна.
2. Было упущено ценное время, пока добивались выполнения правильной команды лоцмана. Хорошая морская практика рекомендует контролировать рулевого вахтенным помощником, находясь с ним рядом. Был случай, когда на большом английском пассажире, шедшем на вход в СПб, ночью, при прохождении Кроншлота, в самом узком месте у 15 буя, рулевой вместо «Вправо 15» переложил руль влево, и судно начало катиться на военную стенку гавани Кронштадта.
Лоцман, заметив эту ошибку и за отсутствием времени, сам, в прыжке, сдвинул рулевого и его же руками переложил руль «Право на борт». Прав был лоцман или нет, вмешавшись в работу рулевого, юристы рассмотрели бы эту ситуацию по-своему. Но Слава Богу, все исправили сразу же на месте, не дав аварийной ситуации развиться.
Обошлись без юристов/прокуроров, лоцман оказался на правильном месте. А капитан, как истинный англичанин, остался невозмутимо стоять на месте, только спросил рулевого, зачем он так поступил, и приказал старпому заменить его.
3. Лоцману и капитану, вероятно, следовало бы остановить раскатку кормы в сторону причала с баржой, в нужный момент переложив руль «лево на борт». Тем самым, возможно, избежали бы касания грунта.
Наши выводы:
1. «Команда мостика должна всегда использовать внутреннюю замкнутую систему связи». Здесь подразумевается замкнутый цикл прохождения команд Лоцмана/Капитана от момента её подачи, начала её исполнения в данном случае рулевым, до её завершения.
2. «Неправильная команда на руль»: «если у кого из лоцманов её не было, бросьте в меня камень». Лоцмана тоже люди, им свойственно, как и всем, ошибаться. «Ошибаться можно, но…» При правильной организации «Bridge team» (команды мостика), ошибку сразу же заметят остальные члены команды мостика и не допустят негативного ее развития – это основная функция «Bridge team».
В руководящих документах по организации ходовой вахты ответственность за ошибку одного ложится на всех членов ходовой вахты. Были случаи, когда капитаны пытались предьявить претензии к лоцману, как например, когда он вместо «zero three five» сказал «three five zero», но потом, осознав, сам же исправил её. Тут уж лоцман может сказать им о плохой организации ходовой вахты у них на судне, что это они не сразу заметили ошибку лоцмана. Поэтому, поднявшись на мостик, находим иконку Николая Чудотворца, и вместе с капитаном, попросив Божьей помощи, начинаем работать единой командой «Bridge team».
Всем удачи в наших праведных делах.
Лоцман-наставник Иванов Юрий Николаевич.
Фото предоставил Ю. Иванов.
Ранее сообщалось, что захоронения ядерных отходов в северных морях оказались безопасны.